Информационный портал!

Теория деятельности в психологии

Леонтьева применительно к изучению сложных психических явлений: происхождения сознания, функционирования познавательных и регулятивных процессов, различия темперамента, характера, личности. Обсуждается преимущество теории деятельности по сравнению с когнитивными моделями психики. The aurthor reveals the level pattern теория деятельности в психологии psychic a psychological theory of activity of The article considers the advantage of the theory of activity as compared to cognitive models of the mind. Научная статья по специальности " Психология" из научного журнала теория деятельности в психологии УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА", Сидоров Константин Рудольфович Похожие темы научных работ Алёхин Анатолий Николаевич Хисамбеев Шамиль Раисович Артемьева Ольга Аркадьевна Гуц Денис Сергеевич, Лубочников Павел Геннадьевич, Нургалеев Владимир Султанович Пешкова Валентина Евгеньевна Алёхин Анатолий Николаевич Хисамбеев Шамиль Раисович Артемьева Ольга Аркадьевна Фомина Юлия Александровна Гуц Теория деятельности в психологии Сергеевич, Лубочников Павел Геннадьевич, Нургалеев Владимир Султанович Текст научной работы на тему "УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ". Сидоров УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раскрывается уровневая модель психики - психологическая теория деятельности Леонтьева применительно к изучению сложных психических явлений: происхождения сознания, функционирования познавательных и регулятивных процессов, различия темперамента, характера, личности. Обсуждается преимущество теории деятельности по сравнению с когнитивными моделями психики. Ключевые слова: уровневая модель психики, системный анализ, психологическая теория деятельности, когнитивный подход. Леонтьев разработал многоуровневую модель психики, или психологическую теорию деятельности, с помощью которой современная психология, во-первых, может объяснить многие психологические явления, во-вторых, раскрыть связь между этими явлениями, сложными проявлениями психики. Главным в теории Леонтьева является категория деятельности, которую автор наполняет конкретным психологическим содержанием, психологизирует, поворачивает как бы со стороны самого субъекта. Важно заметить, что деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких слоев, или уровней. Обозначим эти уровни сверху вниз: уровень особых видов деятельности, теория деятельности в психологии действий, уровень операций и уровень психофизиологических функций. Раскроем эти уровни подробно, по порядку, обозначенному выше. Высший уровень - это уровень особых видов деятельности, представляет собой конкретные виды деятельности, различаемые между собой по их предмету, придающему им определенную направленность. Деятельности без мотива не существует, другое дело, осознается мотив или нет. Следующий уровень - это уровень основных «составляющих» отдельных человеческих деятельностей, осуществляющих их действий. Действие - есть процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут1. Уровень деятельности и осуществляющих ее действий не совпадают друг с другом, их совпадение - частный случай2. Человеческая деятельность существует теория деятельности в психологии форме действия, цепи действий и не является аддитивным процессом. Отношения между двумя анализируемыми уровнями не однозначные, одним и тем же действием можно разную систему отношений реализовать, осуществить различные деятельности. Наоборот, одна деятельность реализуется цепью последовательных действий, как и было замечено уже выше. Действия, осуществляющие деятельность, побуждаются теория деятельности в психологии мотивом, но являются направленными на ее цель происходит расщепление прежде слитых между собой функций в мотиве - теория деятельности в психологии и направления деятельности. По мнению автора, понятие действия является важнейшей «образующей» человеческой деятельности. Как уже было замечено, в организации деятельности существует иерархия, иерархия как на уровне собственно деятельности, так и на уровне действий как, впрочем, и на других, нижележащих уровнях. Эти иерархические отношения могут быть как согласованными, так и конфликтными. Касаясь отношений двух уровней, заметим, что от мотива зависит только зона объективно адекватных целей. В связи с этим выступает еще одна функция теория деятельности в психологии - это целеобразование, процесс порождения новых целей действий в деятельности. Леонтьев выделяет два аспекта действий. Первый -интенциональный, второй - операциональный. Первый аспект предполагает то, что должно быть достигнуто. Второй - как, каким образом это может быть достигнуто. Осуществление действия происходит в определенных условиях, с помощью особых образующих действий - операций3. Именно поэтому операции в теории деятельности определяются задачами. Операции теория деятельности в психологии составляют третий уровень 1 Процесс, подчиненный сознательной цели. Главное свойство операций в том, что они мало осознаются или не осознаются вообще. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Первые операции практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях. Леонтьев постулирует принцип «подвижности» отдельных «образующих» системы деятельности. Например, некоторые действия могут быть превращены в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Возможно и обратное движение - это превращение операций в действия. Рассмотрим пример самого Леонтьева. Процесс дробления или укрупнения единиц деятельности можно установить объективными индикаторами. К числу таких индикаторов принадлежит оптокинетический нистагм, изменения циклов которого позволяют при выполнении графических действий установить объем входящих в их состав двигательных «единиц». Например, написание слов на иностранном языке расчленяется на более мелкие, дробные единицы, чем написание привычных слов родного языка. Следующий нижележащий уровень - это уровень психофизиологических функций, уровень физиологического обеспечения психических процессов, осуществляемых операций. Это теория деятельности в психологии, что дает нам природа. Сюда относятся некоторые способности нашего организма, а именно: способность к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и т. Теперь рассмотрим, как реализуется вышеописанная теория деятельности в теория деятельности в психологии самого Алексея Николаевича Леонтьева и его учеников при описании сложных психических явлений. Проследим вначале, как раскрывается его собственная теория при объяснении происхождения сознания. Сознательное отражение - есть отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективно устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта». Именно в процессе коллективного труда происходит разделение трудовой деятельности. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции. Одни операции сразу приводят к биологически полезному результату охота, напримердругие прямо такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения изготовление орудий, загон скота, к примеру. В таком случае цель деятельности отделяется от его мотива, теория деятельности в психологии значит, в деятельности выделяется ее новая единица - действие. Теория деятельности в психологии психическом же плане это явление переживается теория деятельности в психологии смысл действия. Смысл и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Осуществление действия с необходимостью предполагает развитие «беспристрастного» типа познания действительности, ибо идет расширение круга предметов, теория деятельности в психологии которые эти действия направляются. Рассмотрим, как используется психологическая теория деятельности при объяснении познавательных процессов. Восприятие как процесс протекает на разных уровнях организации деятельности. На уровне деятельности восприятие приобретает ранг самой крупной выделяемой единицы. К примеру, деятельность эстетическая5. Другие уровни психики также функционируют, но в другом режиме. Главное здесь - осуществляемый напрямую уровень восприятия как деятельности 6. На уровне действий восприятие протекает, например, в процессе наблюдения за определенным объектом. В таком случае говорят, что это - действие или система действий наблюдателя, Система перцептивных действий, имеющих цель, ради чего-то совершаемых7. В этом случае перемещение идет на другой уровень, уровень операций. Анализ перехода с уровня действий на уровень операций может быть показан с помощью примера овладения навыками вождения автомобиля. Первоначально каждое действие целиком загружено сознанием и полностью контролируется8. Затем, по мере автоматизации действий, они переходят в разряд операций, способов осуществления действия и практически не осознаются субъектом. Произошло укрупнение единиц деятельности. Можно ехать на автомобиле, а думать о предстоящей встрече с друзьями, не обращая внимания на осуществление технической стороны движения собственного транспорта. Но, если возникает некоторая экстремальная ситуация, возможно движение вверх, дробление деятельности на мелкие единицы, операции вновь контролируются сознанием, превращаясь в отдельные действия. Но задействован он качественно различно, в зависимости от выделяемого в анализе ведущего уровня. Заметим, что относительно функционирования внимания посредством физиологических систем введено понятие функционального органа или функционально-физиологической системы ФФС. Важно и место акта внимания в структуре деятельности. Этой проблемой занимались Авторы указывают на то, что основанием классификации видов внимания является место акта внимания в структуре деятельности. Здесь допустим обратное движение - это движение снизу вверх, для лучшего понимания выделяемой функции. На этом уровне проявляется вынужденное внимание, обусловленное особенностями стимуляции интенсивность, новизна, движение и т. Он включает в свой состав операции, сформированные путем «прилаживания» в процессе филогенетического развития. Выделяемые операции отвечают определенному и узкому кругу стимульных условий. На данном уровне функционирования проявляется и эмоциональное внимание, которое обусловлено соответствием стимула с влечениями, желаниями или неудовлетворенными потребностями субъекта. Оперативные акты такого внимания обусловлены преимущественно внутренними предпосылками и формируются в процессе онтогенетического развития как путем прилаживания, так и путем сознательной выработки9. Функции двух выделяемых видов внимания одинаковы. Это функция деструкции ФСС функционально-физиологической системы той деятельности, которая теория деятельности в психологии в данной стимуляции и функция актуализации ФФС восприятия этой стимуляции. Таким образом, на данном уровне проявляются феномены непроизвольного внимания. На уровне действий внимание функционирует в форме произвольных актов. Цель внимания - быть внимательным. Действие внимания здесь реализуется с учетом внешних и внутренних условий как совокупность определенных операций. Особенности данной формы внимания или действия внимания в том, что расширяется круг возможных его объектов и круг его функций. Обнаруживаются такие функции, как трансформация старых и построение новых ФФС. Происходит осознание самого акта внимания в виде чувства усилия. Переход от произвольного внимания к послепроизвольному происходит в результате сдвига мотива на цель. Внимание выступает на уровне деятельности, его предмет становится мотивом и, следовательно, акты внимания совпадают с «самодвижением» ФФС данной деятельности, направляются и регулируются этой ФФС. Память как психический процесс может функционировать на всех выделяемых в теории деятельности уровнях. Рассмотрим принятое нами движение сверху вниз, как в случае восприятия. На теория деятельности в психологии деятельности запоминание происходит без запоминания, не нужны на этом уровне специальные приемы - мнемотехники. Фиксируется информация без последующего припоминания. Фиксация прочная потому, что касается она смысла. В качестве иллюстрации рассмотрим теория деятельности в психологии самого Леонтьева, приведенный им в собственных лекциях для лучшего понимания развиваемого подхода. Пример его обращен к прекрасной половине человечества к девушкам учебной аудитории. «Некий молодой и прелестный человек всячески выражает чувства глубокой привязанности, влюбленности и очень настойчиво ждет Вашего согласия на свидание с ним. И вот наступает 8 Внимание субъекта приковано к отдельным приборам управления автомобиля, без этого не возможно овладеть более крупным действием - ездой на автомобиле. Операции второго рода - привычное внимание, обусловленное прошлым опытом субъекта. Внимание актуализирует механизмы, уже сформированные и специализированные для приема и обработки определенной стимуляции. Как, Вы пойдете на свидание? Я думаю, что нет. Потому, что он себя выдал. Такие вещи не запоминают, они входят в Вас, и Вы с этим живете. Уж если человек говорит, что забыл про назначенное свидание, значит, Вы понимаете. На уровне действий действие мнестическое имеет цель - запомнить. Это действие произвольное, управляемое со стороны сознания, включающее различные приемы, техники для запоминания. Память функционирует и на уровне операций в форме непроизвольных процессов в структуре немнестических действий10. Здесь можно выделить два вида операций, имеющих различное происхождение. Первый вид - на собственном уровне - продукт фиксации повторяющихся движений. Второй - это действия, входящие в структуру другого действия, которые начинают теория деятельности в психологии ранг операций. По изучению мнемических операций можно привести в качестве примера опыты Пример перехода с уровня действий на уровень операций происходит при формировании навыка печатания текста с помощью клавиатуры компьютера. Вначале каждое теория деятельности в психологии контролируется, сознается, но по мере формирования навыка автоматизируется, трансформируется в операцию. Печатание текста здесь происходит уже в другом режиме, сознание высвобождается и может функционировать на другом уровне, например, при обдумывании текста сообщения. Отметим еще раз, какой бы уровень теория деятельности в психологии был главным в предлагаемом анализе, не важно, какое психологическое явление мы рассматриваем восприятие, память или мышление везде и всегда задействован самый нижний, психофизиологический уровень12. Мышление как сложный психический процесс теория деятельности в психологии обнаруживает уровневую организацию. Мышление как деятельность имеет познавательный мотив. Однако порождается мышление первоначально в ранге действия, в ранге целенаправленного процесса, а затем мотив сдвигается на цель. К примеру, деятельность ученого, у которого вся жизнь теория деятельности в психологии на реализацию главной цели жизни - научного открытия. Именно на этом уровне осуществляется творческий процесс. Мышление может осуществляться и на теория деятельности в психологии операций, например, счет в уме или пользование логарифмической линейкой. Этот уровень как бы высвобождает энергоемкое сознание от тех действий, которые могут протекать автоматически, что делает возможным направить его непосредственно на действие решения задачи или конкретные проблемные участки этого решения. Экспериментальное изучение и диагностика познавательных процессов предполагают использование уровневой модели психики, одним из наиболее перспективных вариантов которой, как видно из анализа, представляется теория деятельности. Проблема раскрытия, установления соотношения таких не конгруэнтных понятий, как «личность» и «характер», также может быть решена с помощью теории деятельности13. Такие качественные образования, как личность и характер, имеют различную «локализацию» в теория деятельности в психологии теории, в психологической теории деятельности. Исходными «единицами» психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций, ибо последние характеризуют деятельность, а не саму личность. Бороздиной, личность человека - это структура не только личностных, а жизненных смыслов. Структура, которая выражает то, ради чего существует данный субъект, на что он тратит свою жизнь. Единица анализа на этом уровне - единичный смысл. Жизненные смыслы в иерархии занимают наиболее высокие по- 10 Нет цели запомнить. Смысл - есть значение для себя в трактовке Раскрытие иерархической структуры мотивов в каждом случае, определение степени конфликтности или согласованности отдельных мотивов, несущих в себе определенный смысл, и есть задача диагностики и анализа личности15. Проблема характера прямо не обсуждается в теории деятельности, однако в ней есть все условия для его понимания. Характер принимается в качестве уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы, для него релевантен вопрос «как, каким образом? Единицей анализа на этом уровне выступает поступок. Поступок - вид теория деятельности в психологии, адресованного другому имеющего социальный резонанс. Различия теория деятельности в психологии на двух уровнях - деятельности и действия. Связь этих концептов осуществляется посредством цели, которая и определяет выбор способов черт характера в реализации жизненных смыслов ценностей личности. Разумеется, единичный смысл можно различными способами реализовать и, наоборот, одним и тем же поступком реализуется порой различная система мотивов. Это и есть проблема неоднозначного соотношения мотивов личности и способов их реализации характера в психологии, указанная в работах Изучение системы устойчивых поступков, привычного модуса деяний отдельного субъекта, способов реализации жизненного смысла ов и теория деятельности в психологии задача диагностики характера. С позиции теории деятельности объяснимы и эмоциональные явления, а также возможна их функциональная классификация. Вилюнас указывает на то, что общая функция эмоциональных явлений в том, что они служат медиатором между потребностями живого существа и деятельностью по их удовлетворению. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в процессе удовлетворения потребностей субъекта эмоциональные явления распадаются на две большие группы. Первая группа - это ведущие эмоциональные явления. Это и есть теория деятельности в психологии из главных форм проявления мотивов в сознании субъекта. Вторая группа - производные эмоциональные явления, которые универсальны надежда, тревога, страх, восторг возникают при теория деятельности в психологии любой потребностино зависимы от теория деятельности в психологии эмоциональных явлений этой зависимостью выражается их направленность. Они отражают смысл сложившихся ситуаций. Сюда может быть отнесен подкласс эмоций успеха - неуспеха, функция которого сравнима с подсобным механизмом, подключаемым по мере необходимости к процессу регуляции деятельности и корригируемым на основе учета фактических достижений его протекания в конкретной ситуации. Мотивы проявляются, таким образом, в сознании еще в одной форме - в форме эмоций. Поскольку чувства - это ведущие эмоционально-смысловые образования личности, то обнаруживаться они будут не прямо, а косвенно, через производные эмоциональные явления, что необходимо учитывать в диагностике. Например, о любви мужчины и женщины друг к другу мы судим по таким эмоциональным проявлениям, как радость, беспокойство, гордость, ревность, обида и т. Вообще эмоциональные явления, прямо наблюдаемые или диагностируемые косвенно, при соотнесении с условиями, их вызвавшими, раскрывают сложную картину личности, «просвечивают» мотивационно-смысловую организацию субъекта, что очень важно для изучения собственно личностной проблематики. Привычный способ эмоционального реагирования в этом случае презентирует иной слой психики, который обсуждался выше - это слой характера, который также может быть вскрыт при изучении эмоциональных проявлений. Более того, если эту проявляемую эмоциональность субъекта рассмотреть с предельно формальной стороны, например, определив в параметрах интенсивности, скорости протекания и т. Иначе, мотив - есть опредмеченная потребность. Разница двух указанных классов мотивов еще и в том, что они выполняют различные функции в психике. Мотивы-стимулы несут в себе функцию побуждения, тогда как мотивы - смыслы не только побуждают к деятельности, но и направляют ее. Наконец, с позиции развиваемой уровневой теории можно объяснить и волевые процессы психики. Воля в психологическом анализе может быть рассмотрена, прежде всего, на двух уровнях предлагаемой теории. Первый уровень - это уровень действий. Мы говорим - «волевое действие». В таком случае речь может идти о волевом усилии, которое необходимо для осуществления действия. Заметим, что большинство классических теорий, начиная от Джемса, рассматривают волю на уровне действия. Однако ее рассмотрение только на этом уровне делает психологический анализ проблемы неполным. Именно на этом уровне воля проявляет себя силой мотива, а не недостатком усилия. В качестве иллюстрации развиваемого положения хотелось бы привести пример ученого, который день и ночь работает над своим научным открытием. Эта деятельность полностью его поглощает, и он отдает ей все свои силы. Да, в понимании Да, в психологическом смысле. Здесь нет внутренних мотивационных преград, нет проблемы усилия, здесь главное - сила ведущего мотива, а значит, и его качество, качество социальной значимости. Хотя на пути реализации подобной деятельности не исключены внешние препятствия, но не препятствия внутренние, подчеркнем еще раз. Все обсуждаемые критерии воли в психологической литературе ограничены. Как известно, князь Александр Невский с риском для собственной жизни ездил в стан к ханам монгольским ради спасения россиян и безопасности Отчизны. Поступок смелый, благородный, достойный уважения и памяти россиян. Подлинно волевое поведение, его глубинный механизм заключен именно здесь, в системе ценностей человека, его морально-этических принципах определение мое. Гиппенрейтер предлагает называть волевой личностью человека, который успешно реализует свои высокие, социально-значимые мотивы. Психологическая теория деятельности может рассматриваться и как альтернатива когнитивным теориям, в которых рассматриваются уровневые модели психики, модели переработки информации, на том основании, что является теорией теория деятельности в психологии психики как системного неаддитивного образования. Дело в теория деятельности в психологии, что в когнитивных теориях теория деятельности в психологии субъект познавательной деятельности, конкретная личность. Процесс переработки информации хоть и представляется в таких теориях в виде блоков и уровней, однако эти модели настолько различаются, что приведение их к общему знаменателю, сближение позиций является делом будущего. Более того, в когнитивной психологии рассматриваются отдельные системы переработки информации - системы восприятия, памяти, мышления, которые пока мало «увязаны» друг с другом. Недостаточно «увязываются» в этих теориях в некоторую общую систему регулятивные компоненты психики мотивация, воля, эмоции и собственно познавательные процессы. Возможно, именно психологическая теория деятельности, активно развиваемая в настоящее время учениками и последователями Леонтьева, поможет современной когнитивной психологии решить вышеобозначенные проблемы. Психология и ее приложения. Введение в общую психологию. Лекции по общей психологии. Поступила в редакцию 21. Sidorov Level pattern of psychic: psychological theory of activity The aurthor reveals the level pattern of psychic - a psychological theory of activity of The article considers the advantage of the theory of activity as compared to cognitive models of the mind. Keywords: level pattern of psychic, system analysis, psychological theory of activity, cognitive approach. Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Сидоров Константин Рудольфович "УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010. Сидоров Константин Рудольфович 2010. УРОВНЕВАЯ Теория деятельности в психологии ПСИХИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. }} Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите теория деятельности в психологии одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Сидоров Константин Рудольфович "УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010. Сидоров Константин Рудольфович 2010. УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Коментарии:

    Зинченко и продолжена Леонтьевым А. Действительно, часть продукта системы уничтожается помехами, другая часть исчезает в виде утечек и, поэтому, если продуктивность отдельных элементов системы не будет избыточной, основная функция системы не будет полностью реализована.





© 2003-2016 orenselstroy.ru